
Ну, вперед.
читать дальшеОпен-Ворлд. Потому что открытый мир - это модно. Насколько я знаю, игрой с открытым миром пятнашка стала уже при Табате, то есть меньше чем за три года до релиза. Ну, это объясняет покатушки на поезде во второй половине игры, из японцев только монолит софт за такой срок могут слепить что-то достойное.
Что вообще подразумевается под термином "открытый мир"? У каждой студии свой подход к этому. В гташках и ее многочисленных клонах город служит детализированной декорацией для сюжетных миссий и просто помогает погрузиться в игровой мир. Юбисофт делают парк аттракционов. Беседка предоставляет плацдарм для фантазии игрока. Что до Японии, то вот недавно пройденный ксеноблейд пускал на огромную планету, исследование которой постоянно вознаграждало игроков всякими плюшками и квестами.
А что там у пятнашки? По версии разработчиков пятнашки, "открытый мир" - это такой графонистый аналог карты мира из старых жрпг. Континент, на котором Нокт и Ко проведут большую часть игры состоит из однообразных шоссе, копипастных форпостов и пустых полянок, которые разделяют между собой бесконечные "невидимые стены". Невидимые стены - чуть ли не главный бич игры, отбивающий всякую мотивацию для эксплоринга. Хотя о каком эксплоринге можно вести речь, если единственное существенное, на что можно здесь наткнутся - это опциональные данжены. И то, за исключением "Даурельских пещер", наводку на все данжены в игре дают неписи в сайд-квестах.
Справедливости ради, здесь еще есть два с половиной города, но применение им толком не нашли. С Альтиссией вообще смешно получилось - большой, красивый город в котором не происходит ничего. Совсем. Даже больше - первое большое сюжетное задание связанно с тем, что Альтиссию разносит к чертям собачьим. Не знаю, могли бы по сюжету организовать встречу Нокта с Луной, покатались бы на гондоле, это НедоВенеция все таки. Такую возможность упустили для раскрытия Луны как персонажа, блин. Сцена ее смерти тогда бы оказывала хоть какой-то эффект на игрока.
Что до Лесталлума, то тут все не так плохо. Тут есть тур с Ириской, он мелькал в аниме, по сюжету он становится последним бастионом человечества. Но все равно - мало.
Если говорить про хорошее, то ехать на тачке куда глаза глядят под "Over the Hill" или "Blue Fields" - бесценно. Для всего остального есть мастеркарт. И кап нудл.
Опциональный контент. Он делится на три типа: сайд-квесты, ханты и данжены. Начну с сайдов - они в игре под стать местному опен-ворлду.
1) Пятнашку наполняют десятки однообразных фетч-квестов, которые вгоняют в тоску даже прохождения ксеноблейда икс - а в ксеноблейде икс вся игра состоит из них. Но дело вот в чем - в ксеноблейде через фетч-квесты рассказывают интересные истории и выстраивают лор, благодаря чему есть ходь какой-то стимул их проходить. В пятнашке есть нечто подобное, но в настолько зачаточном состоянии, что аж бесит.
Здесь есть очень клевая фишка с тем, что главные герои комментируют сайд-квесты, но комментируют они их как-то избирательно. Линейку сайдов от Саньи с лягухами почти не комментируют. То же самое касается и Дейва. Но самое дно все это дело пробивает на сайдах от мужика, похожего на Херли. Вот парочку квестов герои обсуждают новую "работу Промпто" и то, каким подозрительным Вив им кажется. И вот "Херли" заявляет, что тот хотел сдать принца имперцам, но передумал. Реакция? А нет ее.
Между тем, у скворечника не так давно уже была игра с открытым миром и интересными сайд-квестами. Да, великая и ужасная Лайтнинг Ретурнс. Но там то было понятно - там сайд-квесты прохождение растягивали, а в пятнашке ведь... А, да, в пятнашке почти так же. Лул.
2) Так же здесь можно заниматься охотами, но это нудно, уникальных монстров почти нет и лишний раз вести дело с местной боевой системой и загрузками как-то неохота.
3) Светлым пятном посреди однообразных сайд-квестов и унылых хантов являются опциональные данжены. Их много! И некоторые даже хорошие! Хотя большинство из них являются коридорами с парой развилок, болтовня персонажей и некое подобие дизайна скрашивают их прохождение.
Итак, лучший данжен - отличные Каналы Крестхольма, достаточно большие и запутанные, с интересным боссом под конец и увлекательным эксплорингом. Пятнашка - это та жрпг, где лучший данжен - это канализация. Какая ирония.
Худший данжен - башня Кослмарка. Блочный "пазл", с пачками врагов и обязательными боссами в качестве наказания за ошибку - худшее, что есть в пятнашке, хуже тринадцатой главы, хуже Левиафан, хуже всего и вся. Не надо так.
Лучший данжен на свете - Питиосс. В нем пятнашка косит под томб райдеры - а томб райдер из пятнашки.... а охренительный томб райдер из пятнашки получился, лучше даже чем из самих томб райдеров. Безжалостный платформинг и безумные ловушки - кто знал, что пятнашке это так пойдет? Надеюсь тому кто дизайнил это место дали премию, а то Питиосс настолько хорош, что даже слишком.
Боевая система. Как все знают, пятнашка - экшн-рпг. И довольно-таки... как бы помягче сказать... своеобразная. Разработчики поставили в приоритет зрелищность (сложно представить, сколько сил было потрачено на одни только анимации), из-за чего смотреть на гифки из игры интереснее чем, собственно, играть. Жми квадрат - и Ноктис красиво увернется от врага, может даже спарирует атаку. Жми круг - и Ноктис эпично нашинкует врага. Жми треугольник - и Ноктис телепортируется к врагу, нанеся ему увеличенный урон. Ноктис умирает? Пей поушены. Ноктис совсем-совсем умирает? Юзай феникс дауны. Игра не ограничивает количество лечилок, которые можно таскать с собой и из-за этого словить гейм овер в пятнашке почти нереально. А люди еще на принца персии 08 наезжали.
Нет, основная идея боевой системы понятна - удерживай кнопку автоуворота, запоминай паттерн действий врага и атакуй. Но проблема в том, что бои слишком хаотичны, а хитбоксы слишком невнятны для всего этого. Плюс, эндгеймовые враги начинают херачить ваншотящими aoe атаками, от которых нельзя увернуться и игра превращается в увлекательный симулятор нажатия на паузу и выпивания поушенов. So much fun.
При всем при этом боевка у пятнашки не настолько безнадежна. В тех же комрадах боевка уже более или менее нормальная. Автоуворотов нет, воскрешалки ограниченны, а лечится надо магией, которая тратит ману. Причем при лечении игра не ставится на паузу (оно и понятно - мультиплеерное дополнение все-таки), благодаря чему динамика боев не рушится. И это я еще не говорю про фановую систему крафта оружия, придающая хоть какой-то смысл луту.
Спустя год после выхода добавили возможность переключатся между персонажами - то есть перенесли боевку из эпизодов в основную игру. Не пропадать же добру. Балансом, естественно, никто не занимался, да и боевая система у братков не сильно приспособлена для основной кампании. Играя за того же Промпто можно стоять где-нибудь в сторонке и вяло отстреливаться из гранатомета, у которого даже френдли фаера нет. Впрочем, переключение между персонажами, даже в таком виде в котором оно сейчас - это лучше, чем ничего ("лучше, чем ничего" - прям лозунг пятнашки). Тем более, даже без дерева умений, боевка у Гладио и Игги намного лучше чем у Нокта и здорово, что у игроков теперь есть выбор.
Важный абзац про боссов. Боссы все унылые, бой с черепахой - позорище, все интересные бои в игре - в длс. Sad, but true.
Сюжет и персонажи. Вот тут про вторую половину. Вот тут про длс. Ну что можно еще добавить. Игру лепили из остатков версуса меньше чем за три года и все, что можно было вырезать из игры - вырезали. Табата оправдывался, что это мол идея такая - показать события игры глазами Ноктиса. И знаете? Это могло бы сработать, но в пятнашке это не творческое видение, а банальная экономия времени и денег, иначе не было бы этих сцен без Ноктиса, вроде той, что с Ардином и Равусом.
Тринашку часто ругают за то, что для того чтобы понять сюжетные сцены надо лезть в даталог. Нет, пятнашка - вот где надо постоянно лезть в даталог, чтобы понять происходящее. Тут постоянно представляют новых персонажей с таким видом, будто бы игроки их уже давно знают. Вау, это же сама Моника! А это Талкотт. А это Джаред! Ой, Джареда убили за кадром, как жалко. Хотя нет, не жалко, его же за кадром убили. Как и всех в этой игре.
Обидно еще то, что сам сюжет в принципе нормальный, но то, как он рассказан - за гранью, просто.
Персонажи норм. С одной стороны - они все плоские, как картонки, с другой - они все ведут себя и разговаривают как люди, а не как уеб... ну, как персонажи тринашки. Персонажи у пятнашки вообще крайне приземленные, что есть плюс.
Музыка. Оригинальный саундтрек отличный, даже придраться не к чему, Шиномура молодец. Для ностальгирующих ценителей доступен ост почти из всех основных номерных финалок. И отдельно про Флоренс - не особо люблю, когда мейнстримовые музыканты записывают что-то для видеоигр, но "Stand by Me" тут прям как влитая.
Комрады. Дополнение "Товарищи" рассказывает о том, как после пропажи последнего короля остатки человечества собрались в городе похожем на Кубу, в котором от каждого по способностям и каждому по потребностям. Вывод? Комрады - наглая коммунистическая пропаганда. Viva... Эээ... Кто там мэр Лесталлума? Раз в игре по этому вопросу информации нет, то пусть будет Вив. Viva Vyv.
А вообще неплохое длс - боевку подтянули, крафт клевый забацали, мир после конца света показали, много дополнительной информации по лору дали, да и за Либертуса с отсылками к фильму спасибо. Забавно, но стоило ограничить игрока парой локаций, как мир стал живей - а все из-за того, что неписи живо комментируют происходящие события.
Основная "сюжетка" заняла двадцать часов, после чего открыли доступ к чокобо, из-за чего комрадов пришлось бросить, так как для прогресса требуется прокачивать пернатых, а тут это совсем невыносимым рандом.
Последнее. Фишка с фотками Промпто - гениальная. Гениальная настолько, что я теперь хочу фичу с рандомными скриншотами в каждую игру.
Итоги. Стим показывает 150 часов, значит игра меня зацепила - хотя может это тупо стокгольмский синдром.
Пятнашку я начала проходить безо всякой предвзятости - я не ждала версус, я особо не следила за разработкой, Номуру не боготворю, Табату не хейчу. Что получилось в итоге? Объективно, пятнашка в том виде, в котором она сейчас - нормальный такой середняк. Намного лучше тринашки уж точно. С другой стороны, быть лучше тринашки так себе достижение, да и Виндовс/Роял эдишн - это причесанная версия пятнашки, которой в добавок еще и зубы вставили.
Интро в виде фильма, предыстория персонажей в аниме, их сюжетные арки - в длс, куча патчей, латающие сюжетные дыры и фиксящие геймплей. Пятнашке все это сошло с рук, потому что все понимали, что игра находилась в производственном аду и выбор был между тем, что у нас есть сейчас или ничем. Несмотря на недостатки, пятнашка хорошо продалась, а значит шестнадцатой части быть. Остается вопрос - какие уроки извлекла для себя из все этой истории с версусом/пятнашкой скваря? Глядя на разработку ремейка семерки - никаких.
@темы: JRPG, Action, Final Fantasy, Игори